Охрана здоровья учащихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет.
Организация охраны здоровья учеников
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Забота о здоровье детей является одним из приоритетных направлений деятельности школы, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности.
Задача повышения качества образования, поставленная перед современной школой, неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Факторы, влияющие на здоровье школьников
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
- факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательным учреждением (их часто называют «внутришкольными»);
- все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают такие бытовые факторы как:
- шум;
- освещенность;
- воздушная среда;
- размер помещений, кубатура;
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
- используемые стройматериалы, краска;
- мебель: размеры, размещение в помещении;
- видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
- качество питьевой воды;
- экологическое состояние прилегающей территории;
- состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от учителей и администрации школы):
- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
- расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
- организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
- объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
- особенности уклада и норм жизни школы;
- медицинское и психологическое обеспечение образовательного процесса;
- участие родителей учащихся в жизни школы;
- психологический климат педагогического коллектива;
- наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
- позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога):
- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
- стиль педагогического общения педагога с обучающимися;
- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
- степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время пребывания в школе;
- личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений;
- состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
- обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
- степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
- профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первичной медико-санитарной помощи. Медицинское обслуживание в школе осуществляют фельдшер ФАП.
Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинетов, оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с санитарными правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.
Основным направлением работы являются профилактические осмотры школьников. Профилактические осмотры проводятся в соответствии с планом.
Основная цель профилактической и оздоровительной работы в школе заключается с одной стороны, в оценке влияния школьной программы, организации режима и условий обучения и воспитания в школе на здоровье учащихся, с другой – в определении эффективности проводимых мероприятий, направленных в первую очередь на укрепление здоровья детей.
Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработники получают в результате углубленных медицинских осмотров детей.
Профилактические осмотры осуществляется бригадой специалистов по графику. В ее составе: педиатр, невропатолог, психиатр, офтальмолог, отоларинголог, хирург.
Доврачебное обследование проводится ежегодно в начале учебного года. В данное обследование входит: антропометрия (измерение роста, массы тела и оценка физического развития); измерение артериального давления; определение остроты зрения; исследование слуха с помощью шепотной речи на расстоянии 6 м; лабораторное обследование (анализы крови, мочи); флюорографическое обследование (с 15 лет).
Доврачебное обследование проходят дети перед поступлением в школу, учащиеся выпускных классов, юноши по достижении возраста 16 лет при первичной постановке на воинский учет в военкомате.
Данные осмотров, результаты углубленного осмотра регистрируются указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, рекомендации врача для педагогов. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся. Школьники, имеющие хронические заболевания подлежат диспансерному наблюдению.
По результатам ежегодного медицинского осмотра школьников были выявлены болезни костно – мышечной системы (нарушения осанки и сколиозы); болезни сердечно – сосудистой системы (функциональные заболевания сердца); понижение остроты зрения; заболевания желудочно – кишечного тракта.
В школе осуществляется определенная профилактическая работа:
1.Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.
2.Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.
3.Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, относящихся к подготовительной группе.
4.Мероприятия по профилактике острых заболеваний в осеннее - зимний период: специфическая профилактика учащихся - вакцинация против гриппа; санитарно-просветительская работа.
5.Мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактике близорукости: физкультурные паузы, гимнастика для глаз, уроки здоровья, подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха учащихся, уроки физической культуры с направленной тематикой.
6.Санитарно-просветительская работа: беседы в классах, тематические лекции для учащихся и родителей, выступления на педагогических советах, наглядная агитация – оформление тематических стендов.
Вопросы реформирования системы оздоровительной работы в школе и поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни учащихся - наша основная задача.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-23 |
Актовый зал | 18-23 |
Спортивный зал | 17-20 |
Столовая | 18-24 |
Охрана здоровья учащихся включает в себя:
- оказание первичной медикосанитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья: Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет.
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
- 25 | 1-4 м/с | 1-4 |
- 25-26 | без ветра | 1-4 |
- 25 | более 5 м/с | 1-7 |
- 26-27 | 1-4м/с | 1-7 |
- 28-29 | без ветра | 1-7 |
- 26-27 | более 5 м/с | 1-9 |
- 28-29 | 1-4м/с | 1-9 |
- 30 | без ветра | 1-9 |
- 28-29 | более 5 м/с | 1-11 |
- 30 | 1-4м/с | 1-11 |
- 31 и ниже | без ветра | 1-11 |
Требования к температуре воздуха в зданиях школ (НОШ, ООШ, СОШ) в холодный период (отопительный сезон) и теплый период года приведены в следующих нормативных документах:
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (действует с 01.01.2021)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (действует до 01.01.2021)
- ГОСТ 30494-2011. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:·
·оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
·организацию питания обучающихся;
·определение оптимальной учебной, вне учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
·пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
·организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
·прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
·профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
·обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
·профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
·проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
·обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
При реализации образовательных программ школа создаёт условия для охраны здоровья обучающихся и обеспечивает:
·текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
·проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан РФ;
·соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
·расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В школе созданы условия, позволяющие наблюдать за состоянием здоровья обучающихся, проводить санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Строго соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, ведется расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами и их выполнения.
Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещённостью, воздушно-тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарём в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.